Недавняя премьера как нельзя кстати подходит под выпавший случай. История жизни потерявшегося человека, крепко переплетенная с историей и традициями чувашского народа, зазвучала в сценическом прочтении заслуженного деятеля искусств России и Калмыкии Бориса Манджиева особенно актуально.
Что значит для человека Родина? Как проверить истинность чувства? Что такое вообще любовь? Почему важны традиции? Может ли человек прожить без корней? На эти и другие философские вопросы ищет ответы Алибай – человек, потерявший связь с родной землей. Волей судьбы брошен он в чужой стране, среди незнакомых ему людей с чуждой культурой и языком. Дмитрию Михайлову удалось воплотить на сцене многослойный и неоднозначный образ главного героя. Человека недюжинной силы, как физической, так и внутренней, который не смог устоять перед искушением простой и понятной жизни вдалеке от дома. Душа его бунтует и мечется, и несмотря на кажущееся благополучие, тоскует по утраченной родине. «А не птица ли я, отставшая от стаи?», – спрашивает Алибай, вспоминая чувашскую легенду про Дорогу диких лебедей. Постоянно возвращается он мысленно к чувашским сказкам и легендам, и находит, видимо, в них единственную свою опору и смысл существования.
Как две стороны Матери земли представлены в спектакле женские образы. На Родине главного героя ждет молодая жена — красавица Сарине. Каждое ее движение, каждое слово будто теплое солнце ласкает Алибая. Видно как любовно Надежда Полячихина создавала образ своей героини, настоящей чувашки, которая должна быть в спектакле, с одной стороны, сказочным персонажем, воплощением народных традиций, а с другой – реальной молодой женщиной, оставшейся наедине со своим горем.
Заслуженной артистке Чувашии Венере Пайгильдиной выпала непростая роль. Ее Эльза — это живое воплощение чужой, пустой, неплодородной земли. Ослепленная жаждой материнства, готова она сделать все что угодно, для достижения цели. От этого персонажа невозможно отвести глаз: метущаяся, жалкая, но страшная в своей непреклонности, мощно врывается она в жизнь главного героя и вершит его судьбу. Надо отдать должное таланту артистки: созданному ей персонажу не только веришь, но и сочувствуешь! Сквозь жестокость, черствость и жажду власти просвечивает такая женская тоска, такое одиночество, что зритель совершенно искренне сопереживает героине.
И это одна из самых сильных сторон постановки — нет в ней только черных или белых, хороших или плохих, злых или добрых. Все персонажи — обычные люди, в чем-то слабые, в чем-то решительные, но такие настоящие, человечные и трогательные в своей неидеальности. И даже Бюргер не так прост, как может показаться вначале. Благодаря целостному, продуманному подходу к работе над персонажем заслуженного артиста Чувашии Леонида Яргейкина, находит и он сочувствие в сердцах зрителей.
Сценография решена минималистично. Ничто не прячет героев от взгляда зрителей, несколько стульев превращаются то в обстановку деревенского дома, то в фермерский пейзаж, то в сказочную дорогу. Лишь один акцент притягивает взгляд на протяжении всего спектакля. Драма человеческой жизни разворачивается на фоне огромной луны, которая слово мистический портал между потусторонним миром духов и миром людей, покоится на небосводе. Небесное светило выступает не просто сторонним наблюдателем: словно флюгер чутко реагирует луна как на внутренние переживания персонажей, так и на внешние события. Несмотря на то, что и режиссер постановки – Борис Манжиев, и сценограф – Анна Репина, не являются носителями чувашской культурной традиции, постановочной группе удалось мастерски разноцветить спектакль национальной символикой. Благодаря столь бережному отношению к культуре, через историю одного человека, «Куккук куҫҫулĕ» знакомит зрителей с историей и мифологией всего чувашского народа.
Дорогие друзья, приглашаем вас 27 апреля в 18.30 на драматическую фантазию «Куккук куҫҫулĕ». Мы уверены, что история героев спектакля несомненно найдет отклик в душе каждого зрителя!