
В Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля прошла премьера спектакля «Шурҫамка». 9 и 10 марта спектакль посетили школьники, студенты средних специальных и высших учебных заведений, журналисты и писатели, коллеги из других учреждений культуры, жители и гости столицы.Постановка о молодом волке и его трагической жизни – оригинальный, вдумчивый и захватывающий спектакль с очень серьезной темой. Однозначно, «Шурҫамка» затрагивает сердца и берет за душу. Своими впечатлениями после просмотра спектакля делятся зрители Театра юного зрителя.
Мария Готлиб, журналист:– Я попала на самый первый показ и сидела завороженная, весь спектакль. Оторваться невозможно было из-за музыки – напряженная, сложная, она все время управляла вниманием, вела за собой, это был не «какой-то фон», а параллельное повествование – знаете, как в той истории про фильмы ужасов (и как люди становятся жертвами акул неужели они не слышат тревожной музыки ). И очень много было живого исполнения, от которого мурашки по коже – тревожные вибрации барабанов, песни, которые за работой поют герои, чистый и светлый голос – душа и надежда – прекрасной девушки в белом. Композитор Александр Трифонов из Горно-Алтайска собрал музыкальное полотно, я бы сказала, в национальном колорите, но состоящее из разнообразных лоскутков-мотивов (башкирских, чувашских, еще каких-то незнакомых, но очень характерных).
То же, кстати, и про костюмы: художник ТЮЗа Лариса Комиссарова сделала их вроде бы и народными, но такими, чтобы узнавалось одновременно разное. История и правда такая, что могла где угодно произойти. И история сказочная, а по началу так почти мистическая.
Мальчика, который взял на воспитание волчонка-сироту, уносят духи реки: о, как сдувается, стягивается почти живое, поглотившее его полотно! Как в мультфильмах Миядзаки! И вот Шурҫамка остается один в человеческом мире, где еще вчера его любили, а сегодня считают исчадьем ада. Очень трудная задача – играть волков и людей на одной сцене. Чтобы звери были зверями, не только по костюму, показать контраст между теми и другими в пластике, повадках… Мне понравилось, как это было решено в начальных сценах, где волк еще маленький и играет с мальчиком.
Актерские работы довольно удачные. Деревенские женщины (воплощение сочувствия, заботы и человеческой доброты) Алевтина Семенова и Ирина Архипова в своих ролях очень убедительны, их любишь до слез. Сергей Никитин и Антонина Казеева тоже почти везде хороши – только романтическая сцена показалась мне слабоватой. Трудно, когда нет опоры на гнев и ярость, слова и действия… А ведьмы Татьяна Зайцева-Ильина и Венера Пайгильдина просто неподражаемы – роль дает разгуляться.
Сюжет не отпускает до последнего. Вот кажется – ну все может, может быть еще хорошо, когда Шурҫамка спасает своего крошечного сына, но..
Много есть подумать после этой истории, и здорово, что подана ее «моральная» часть без назидания, приходит сама собой. Красиво, мощно, зрелищно – после такого в театр захочется снова, точно. Огромная благодарность за постановку режиссеру Борису Манджиеву.
Ксения Владимировна Захарова, учительница чувашского языка и литературы СОШ №1 г. Канаш:– Совсем недавно с учениками 11-го класса мы прочитали повесть Михаила Юхмы «Шурсямга, молодой волк». А потом я увидела в афише Театра юного зрителя премьеру «Шурҫамка» и решила, что нужно посмотреть спектакль. Постановка очень яркая, динамичная, захватывает с первых минут. Здесь затронута очень важная тема: отношения между человеком и братьями нашими меньшими. Нашим детям постановка пришлась по душе.
Геннадий Васильевич Кириллов, Чӑваш Республикин тава тивӗҫлӗ артисчӗ:– Спектакль хӑйнеевӗрлӗхӗпе питӗ тыткӑнлать. Режиссер почеркне никамӑннипе те пӑтраштарма ҫук. Тӗлӗнсе каймалла сӑнарпа тухрӗ Сергей Никитин (Шурҫамка рольне вылять). Маттур!!! Ун вӑййи чӑннипех тыткӑнлать. Савӑнса пӑхса лартӑм Ҫамрӑксен театрӗнче ҫакӑн пек артист пурришӗн. Хӑйӗн пултарулӑхӗпе ку спектакльте Валяхха ролӗнче Николай Тарасов та савӑнтарчӗ. Ҫамрӑк артистсем те питӗ тӑрӑшуллӑ. Спектакль хатӗрлекенсем питӗ тӑрӑшса ӗҫленӗ. Тавах пурне те! Уйрӑмах Николай Миронов (Кашкӑр ҫури тата Мулкач ролӗсем). Виталий Иванов та Арҫын ача сӑнарӗпе асра юлать, анчах калаҫу енӗпе кӑшт кӑна кӑлтӑк пур («пирӗн патра» теес вырӑнне «пирӗн панче» тет). Ку вӑл темех мар, чӗлхе енӗпе ӗҫлемелле кӑштах. Мӗншӗн тесен Чӑваш патшалӑх ҫамрӑксен театрӗ хальхи вӑхӑтра чӑвашла чи тӗрӗс калаҫакан театр. Чӑваш Республикин тава тивӗҫлӗ артистки Венера Пайгильдина ӗҫӗ кашни спектакльтех савӑнтарать мана. Анчах хальхинче эпӗ кӗтниех пулмарӗ, мӗншӗн тесен кун пек сӑнарсене (Тухатмӑш) эпӗ унччен И.А. Дмитриев лартнӑ спектакльте курнӑччӗ. Борис Манджиевӑн виҫӗ ӗҫне куртӑм ӗнтӗ: «Куйгорож» (Саранск наци театрӗ илсе килнӗччӗ) тата Чӑваш патшалӑх ҫамрӑксен театрӗн «Куккук куҫҫӳлӗ», «Шурҫамка»… Пурте лайӑх, професси шайӗнче ҫӳллӗ шайра лартнӑ спектакльсем.
Марина Моисеева, мама двоих детей:– Я смотрела спектакль вместе со своими детьми. Не ожидала, но детям очень понравился спектакль, они с интересом наблюдали за развитием событий и переживали за волков. К животным нужно уважительно относиться, их надо любить. Домашнее это животное или дикое. Артисты очень хорошо играли свои роли. Огромная благодарность тем, кто работал над спектаклем.