Чувашский государственный театр юного зрителя стоит на пороге необычной премьеры. Главный режиссер театра Байрас Ибрагимов взялся за неоднозначную и сложную пьесу современного драматурга Андрея Иванова «Это все она».
«Этот спектакль призван соединять семьи. Очень надеюсь, что после просмотра родители и дети сядут за стол переговоров и, наконец, найдут слова для диалога»
Добрый день, Байрас Надимович. Расскажите, пожалуйста, что повлияло на выбор материала?
Я искал современную пьесу, классику молодой зритель все равно воспринимает как давно прошедшее. С классическим произведением сложнее выстроить эмоциональную связь. А мне хочется быть услышанным молодежью. Все-таки для ТЮЗа это очень важно — попасть в своего зрителя. Мне кажется, пьеса Андрея Иванова, несмотря на свою сложность, будет откликаться, пусть даже болезненно. Тема отцов и детей тут подана неоднозначно, жестко. Но проблема, поднятая в пьесе, существует в реальности. Подростковый период – очень сложный этап в жизни человека. Ты уже не ребенок, но и не взрослый. В это время активно формируются жизненные взгляды, меняется мировосприятие. При этом подросток имеет еще очень мало жизненного опыта, постоянно спотыкается, сталкиваясь с действительностью. Но каким-то образом пытается понять этот мир, найти свое место в нем. И тогда взрослые – родители, мать, отец, учителя, должны ему помочь и направить в правильное русло. Далеко не всегда так получается, потому что и матери, и отцы являются, зачастую, взрослыми только по паспорту. И сами нуждаются в опеке.
Вы адресуете эту постановку больше детям или родителям?
Я бы сказал, что этот спектакль предназначен для семейного просмотра. Хочется, чтобы подростки приходили со своими родителями, особенно с матерями. Потому что пьеса как раз о взаимоотношении матери и сына-подростка. На мой взгляд, этот спектакль призван соединять семьи. Очень надеюсь, что после просмотра родители и дети сядут за стол переговоров и, наконец, найдут слова для диалога. Когда в произведении поднимаются такие острые, болезненные вопросы, происходит воспитание от обратного. Думаю, автор для этого и написал эту пьесу. Тема извечная, она родилась вместе с людьми. При этом каждое поколение привносит что-то новое, мир очень быстро идет вперед и, конечно же, меняется восприятие. Но ценности остаются неизменными. С рождения мира и до наших времен.
Как эта пьеса попадает лично в Вас?
Моему старшему внуку на днях будет 15 лет и он как раз проживает это время. Слава Богу, что у него все прекрасно в отношениях с родителями. Но я вижу как он растет, меняется, приобретает новые взгляды. Через свою работу я хочу исследовать тему подросткового периода. Конечно, я не смогу дать какой-то конкретный рецепт решения проблемы. Да и не может быть в этом вопросе готовых рецептов. Лев Толстой начал свою «Анну Каренину» со слов: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так и есть. К каждой проблеме надо подбирать свой ключик. Из универсальных советов может быть только пожелание слышать и принимать близкого человека таким, какой он есть.
В этой истории, действительно, очень важен диалог между героями. Как вы считаете, кто должен сделать первый шаг навстречу?
Первый шаг всегда за взрослыми. Кому, как не родителям, искать путь к сердцу своего ребенка? Чем больше я погружаюсь в материал, тем больше вижу проблему в формальном воспитании. Когда все сводится к тому, что ребенок сыт и одет. А что у него на душе? Какие проблемы его терзают? Чтобы увидеть важность эмоциональной сферы, нужно самому вырасти до определённого уровня. Это душевная работа. Я в этой истории на стороне героя, пусть его поведение и кажется жестоким. Это ответная реакция.
Как на труппу ложится материал?
Отлично! Ирина Архипова, которая будет играть мать на премьере, очень хорошая актриса, эмоциональная, думающая. Персонаж для нее непростой, она вначале настороженно отнеслась, потому что сама очень добрый человек. Но как актриса она сможет и понять, и сыграть эту роль. Главный герой — Николай Миронов, уже несколько лет работает в театре. Я думаю, у него есть потенциал. Ну и ребята тоже очень вкладываются в работу. Мы сейчас только вышли на сцену, потихоньку обживаемся.
С какими сложностями сейчас сталкиваетесь?
Первая неделя — она самая сложная. До этого актеры сидели за столом, обсуждали материал, искали задачи, осуществляли действенный анализ. А вот когда выходишь на сцену, надо и обжить площадку, и еще текст держит. Постепенно нужно войти в кожу нового человека, его надо сделать своим. И только когда актер абсолютно свободно обращается с персонажем, вот тогда это уже любо-дорого смотреть.
Какие новые сценические решения будете использовать?
Конечно, применение видеоэкранов — не новый прием, мы используем его и в «Метели», и в других спектаклях. В этой постановке мне захотелось попробовать поработать с веб-камерой. Чтобы приблизить к зрителю эмоциональную реакцию персонажа. Надеюсь, это поможет усилить восприятие.
Где вы находите вдохновение для этой работы?
Наверное, в самом материале. Открываю для себя новые грани современной пьесы. Она же написана в форме монологов, очень своеобразная подача. Так что мне интересно разгадать форму. Монолог хорошо подчеркивает отсутствие связи между героями. Между ними непроницаемая стена, они как будто находятся в параллельных вселенных. И декорации будут усиливать этот момент – мы делаем две площадки, которые стоят на рельсах. Чем больше углубляюсь в эту историю, тем больше спрашиваю себя: почему же эти две дороги не соединяются? И это, на мой взгляд, ключевой вопрос.
Что вы пожелаете зрителям перед просмотром?
Я бы им пожелал с самого начала не закрываться от правды, не отталкивать ее. Зачастую зрители хотят оставаться в комфортном мире. И ждут от театра красивой картинки. Но правда на то и правда, что не всегда удобна. И только впустив ее в себя, пусть даже через неприятие, мы можем рассчитывать на душевный рост.