В Чувашском государственном театре юного зрителя завершился «Чебоксарский театральный форум – 2019». Финальную точку в марафоне, шедшем в течение десяти дней, 20 ноября поставил Круглый стол на тему «Театр для детей и подростков. Каков он?».
Форум стал ярким событием в культурной жизни республики, подарил настоящий праздник всем его участникам. В Год театра в России и 550-летия со дня основания г. Чебоксары он соединил два масштабных мероприятия – Всероссийский фестиваль национальных театров юного зрителя «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка) и Международную лабораторию детской национальной драматургии «От чистого истока в прекрасное далёко». Многогранная творческая площадка собрала представителей самых разных народов. Всех их объединила любовь к театру и желание разрешить важнейшие вопросы национальной драматургии, развития современного театра, поиск уникальных решений для новых сценических воплощений. Форум стал также школой для повышения уровня профессионального мастерства творческой команды Чувашского ТЮЗа. Благодаря такому обмену опытом зреют решения, над чем сегодня надо работать и в каком направлении двигаться дальше.
Десять дней на площадке форума проходили показы спектаклей, разнообразные мастер-классы, семинары от ведущих театроведов и театральных критиков. В фестивале «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка) приняли участие десять театров, в том числе из Москвы, Тулы, Республики Казахстан и республик Приволжского федерального округа – Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии. Кроме того, на сцене Чувашского театра юного зрителя прошли показы спектаклей Тульского областного ТЮЗа в рамках обменных «Больших гастролей для детей и молодежи». Желающие приобщиться к сценическому искусству приняли участие в работе Международной лаборатории детской национальной драматургии. Это творческий проект в области драматургии, который ставит своей целью изучение и поддержку экспериментального движения, связанного с театром для детей и молодежи. В программе обучения были лекции и практические занятия, просмотр спектаклей, разбор и обсуждение пьес. Занятия проводила театровед и театральный критик Дина Давлетшина (г. Уфа), ассистировал ей режиссер из Стерлитамака Зиннур Сулейманов. Большой интерес не только у начинающих, но и вполне опытных актеров и режиссеров вызвали мастер-классы известных театральных деятелей России. Тему «Мастерство актера. Действие как предмет театра» преподавал слушателям заслуженный артист России, актер театра и кино, театральный режиссер, педагог Игорь Яцко (г. Москва), тему «Сценическая речь» вела актриса, педагог, режиссер, радиоведущая, руководитель «Активного театра», лауреат премии «Радиомания» и премии Правительства Москвы Марина Перелешина (г. Москва), тему «Психологические жесты» – режиссер Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля Владимир Беляйкин.
Выступления театральных коллективов в рамках фестиваля оценивало компетентное жюри, в составе которого были заслуженный артист Российской Федерации, народный артист Чувашской Республики Василий Павлов, заслуженные работники культуры Чувашской Республики Галина Скворцова и Ольга Тургай, заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан Дина Давлетшина, театровед, театральный критик, преподаватель Вриндаванского института высшего образования Республики Индия Эльби Введенская, доктор культурологии, театровед, театральный критик, член экспертного совета Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Полина Богданова. Председатель жюри – российский и израильский режиссер, педагог, один из ведущих отечественных специалистов в области театра кукол, член жюри Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Виктор Шрайман (г. Нижний Новгород).
После просмотра всех спектаклей фестиваля жюри выставляло свои оценки. Результаты были озвучены за «Круглым столом» 20 ноября. Победителем в номинации «Лучший спектакль для молодежи (режиссура)» стал спектакль «Шинель» Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля, режиссер – Владимир Беляйкин. Победитель в номинации «Лучший спектакль для детей (режиссура)» – спектакль «Мой папа самый, самый» Московского драматического театра «Бенефис», режиссер Анна Неровная. Победитель в номинации «Лучшая сценография» – Рустам Баймухаметов (спектакль «Путь Канифы» Детского театра «Сулпан», Республика Башкортостан).
Отмечены в различных номинациях и отдельные исполнители. В номинации «Лучшая женская роль» – Полина Шабаева за роль Анни Салливан в спектакле «Сотворившая чудо» Театра юного зрителя г. Уфа. Победитель в номинации «Лучшая роль второго плана» – Владимир Свинцов (роль Статского советника в спектакле «Шинель» Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля). Победитель в номинации «Лучшая эпизодическая роль» – Александр Батырев (роль Отца в спектакле «Курмай» Мордовского государственного национального драматического театра).
Вручены специальные призы жюри Галине Соловьевой за исполнение роли в спектакле «Кот, Коза и Баран» Марийского театра юного зрителя, Николаю Миронову за исполнение роли в спектакле «Шинель» Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля, артистам Акмолинского областного русского драматического театра (Республика Казахстан) за ансамблевое исполнение ролей в спектакле «Старик перекати-поле». Также специального приза жюри удостоились артисты Уфимского государственного татарского театра «Нур» Азат Валиуллин и Риф Губайдуллин за лучший актерский дуэт в спектакле «Живи на солнечной стороне», Валентин Бугаев за исполнение роли в спектакле «Мой папа самый, самый» Московского драматического театра «Бенефис», актер Мордовского государственного национального драматического театра Владимир Стороженко за исполнение роли в спектакле «Курмай», Ксения Матвеенко за исполнение роли Элен Келлер в спектакле «Сотворившая чудо» Театра юного зрителя г. Уфа, актрисы Национального молодежного театра Республики Башкортостан имени Мустая Карима Лейсан Миннигалиева и Дания Губайдуллина за исполнение ролей в спектакле «Очень простая история».
Подводя итоги форума и раскрывая тему «Круглого стола», председатель жюри Всероссийского фестиваля национальных театров юного зрителя «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка) Виктор Шрайман обозначил главные вопросы: «Перед национальными театрами сегодня стоят противоречивые, а может, и взаимоисключающие задачи. С одной стороны – задача сохранить свою национальную культуру, язык, обычаи народа, а с другой стороны, мы не можем не думать о том, что живем в глобальном мире и не можем не откликаться на его вызовы. Это значит, что сегодня театр должен меняться. По сути, процесс изменения в театре происходит непрерывно: меняется время – меняется эстетика, манера актерской игры. Как соединить эти две противоречивые задачи, как откликнуться на открытие новых художественных театральных форм мирового театра, как национальному театру впустить их в себя, не разрушая национальную культуру? Это главные задачи национальных театров – и взрослых, и детских».
Высказываясь по теме, члены жюри Полина Богданова и Эльби Введенская подчеркнули, что национальный колорит присутствовал в большинстве постановок театров, принявших участие в фестивале «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка). Тем не менее, чаще всего этот колорит подчеркивается только внешней атрибутикой: национальными костюмами, языком, бытом и обрядами на сцене. Если театры будут придерживаться исключительно такого варианта подачи национального материала, то это станет признаком некой консервации. Для национальных театров имеется большая опасность превращения в своего рода «этнографические музеи», поэтому необходимо отказаться от ряда устаревших понятий, чтобы обнаружить искусство будущего.
Участники дискуссии выделили группу проблем, существующих сегодня в театре и вокруг него. Главный упрек театру состоит в том, что ему присуща эстетика 70-х годов прошлого века – привычная театральная эстетика, которую легко воспринимать, и которая как раз наиболее востребована. Тут-то мы и приходим к вопросу о специфике социальной функции театра. Зритель идет в театр за положительными эмоциями. Редкий человек приходит в театр не для того, чтобы отдохнуть. Отдых же заключается в полном отключении от каких-то внешних проблем, от мира. Зритель требует от театра не актуальности, не обращения к проблемам сегодняшнего дня, а чего-то, что его успокоит. Как правило, чего-то из прошлого. И театр удовлетворяет такой запрос. Вот тогда и создается момент, когда театральные режиссеры, художники, драматурги, актеры, готовые и открытые к новациям, не получают поддержки для своего существования в авангарде и вынуждены стоять на месте или даже делать шаги назад.
И, конечно, главным образом визуальному искусству – театру – бросает вызов интернет. Виктор Шрайман видит в этом и проблему и его решение: «Я думаю, если бы объявили конкурс на памятник человеку ХХI века, то это был бы человек с гаджетом в руках. Идут по улице люди с гаджетами – никто никого не слышит, не видит… Борьба театра с электронными средствами и фантастическими технологиями обречена на поражение. Но у него есть возможности, которых нет ни в интернете, ни у великого искусства кино. У театра есть замечательное преимущество, которыми не обладают эти формы искусства: в режиме онлайн, на глазах у зрителя происходит процесс рождения чувства – радости, горя, любви, дружбы, ненависти, покоя, гармонии… Театр – это легальная «замочная скважина», в которую позволено смотреть. И зрители наблюдают за тем, что происходит. Сегодня и сейчас».
«Круглый стол», подводя итоги театрального форума, поднял на поверхность давно созревшие и глубоко запрятанные вопросы. Действительно, какого рода постановки могут дать новый импульс развитию чувашского национального театра? Очень хочется надеяться, что дискуссия, начатая в театре юного зрителя, откроет серию обсуждений о театральной жизни Чувашии. Хотя для любого театра, наверное, куда важнее начать с диалога со своим зрителем и обсудить, как каждая из сторон видит культурное пространство, как видит свою роль в нем, как может оценить место театра и искусства в нашем обществе.