Автор: Ксения Ильина, кандидат педагогических наук, академик МАНЭБ (Международной академии наук экологии безопасности человека и природы), руководитель Представительства Фонда социального развития «Надежда» по Республике Мордовия и Пензенской области
Неуважение к предкам
есть первый признак
дикости и безнравственности.
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно,
не уважать оной
есть постыдное малодушие.
А.С. Пушкин
Отечество, как и родителей, не выбирают. Каждый человек на нашей планете является не только носителем генетического кода, особенностей менталитета, набора внешних и внутренних характеристик своего многопоколенческого рода, но и обладателем природного чувства территориальной принадлежности к той местности, где он начал собственный земной путь с момента рождения.
Глобальная тоска по Родине, возникающая в периоды длительного пребывания за пределами страны происхождения, так же, как одиночество, истощает моральные силы человека не меньше, чем тяжёлый труд выматывает его физические возможности.
Известно множество подобных историй, произошедших в реальности, особенно в среде эмигрантов из России.
Печальным примером депрессивного состояния, вызванного тоской по Родине, стал уход из жизни знаменитого российского танцовщика Александра Годунова, который, несмотря на успешную творческую самореализацию в США, после переезда в эту страну на постоянное местожительство, часто испытывал депрессии, вызванные глубокой мучительной ностальгией по Отчизне. 19 мая 1995 года его бездыханное тело обнаружили в кресле, находившемся в комнате, оформленной пейзажами русской природы, в собственном доме в Лос-Анджелесе.
В наши дни эмиграцию из России, выражаясь словами великого классика отечественной литературы А.С. Пушкина, можно, не кривя сердцем, обозначить исчерпывающе ‒ постыдное малодушие.
И не о таких людях и их поступках стоит говорить.
С 8-го по 10-е сентября 2023 года на большой сцене Мордовского государственного национального драматического театра (МГНДТ) при поддержке Министерства культуры РФ и правительства РМ на достойном организаторском уровне, с успехом прошёл фестиваль национальных театров «Театральная осень – 2023».
Саранские зрители познакомились с ведущими творческими коллективами российских национальных театров из Башкортостана, Бурятии, Дагестана, Мордовии, Татарстана, Чеченской Республики, Чувашии, Республики Марий Эл.
Литературные материалы местных писателей легли в основу большинства спектаклей, представленных на фестивале.
Ещё до официального открытия фестиваля, подробно ознакомившись с его программой, я забронировала билет на драматическую фантазию Михаила Башкирова по мотивам романа Юхмы Мишши «Кукушкины слёзы» в постановке заслуженного деятеля искусств России и Республики Калмыкия Бориса Манджиева. Этот спектакль на сцене МГНДТ представил Чувашский государственный театр юного зрителя им. М. Сеспеля из Чебоксар.
Драматическая фантазия «Кукушкины слёзы» была названа лучшим спектаклем 2022 года по итогам XXIII-го республиканского конкурса «Узорчатый занавес», а коллективу его создателей, во главе с режиссёром-постановщиком Борисом Манджиевым, была присуждена Государственная премия Чувашской Республики в области литературы и искусства.
Конечно же, я не могла пропустить показ столь титулованного спектакля в столице Мордовии. Тем более, драмы Бориса Манджиева по мотивам этнических литературных произведений для меня являются фаворитами театрального жанра. Они как испытание на эмоциональную прочность и интеллектуальную зрелость восприятия того, что происходит на сцене.
Я не считаю себя сентиментальным человеком, но на спектаклях, поставленных Б. Манджиевым, сопереживая героям, расчувствоваться не стесняюсь. Слёзы – это очевидное подтверждение тому, что режиссёр и актёры, благодаря своему творческому дару, сумели достучаться до сердец зрителей!
Название романа чувашского народного писателя Юхмы Мишши (Михаила Николаевича Ильина) «Кукушкины слёзы», который взят за основу сценической постановки Бориса Манджиева, глубоко символично.
В народе «кукушкиными слезами» называют растение, именуемое учёными ятрышником. Это небольшое травянистое растение, которое имеет довольно красивые листья и цветочки.
Согласно чувашской легенде, ятрышник вырос на том месте, куда упали на землю слёзы матери-кукушки.
Давным-давно, мать сильно обиделась за равнодушие на своих непослушных детей, обернулась кукушкой и улетела в лес. Потом, затосковав по ним, горько пожалела, но превратиться снова в женщину уже не смогла. И там, где падали её слёзы, появлялись фиолетово-синие цветы.
Главному герою театральной постановки «Кукушкины слёзы» Алипаю в исполнении артиста Дмитрия Михайлова пришлось оставить свою семью, свой дом и родную землю. Он сам себя называет той самой кукушкой из древней народной легенды, которая очень хочет вернуться к близким людям, на свою Родину, но никак не может и от этого плачет, страдая от безысходности.
Основное действие спектакля охватывает период между Первой и Второй мировыми войнами, его кульминацией становятся сражения русских солдат с фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны, а финал постановки, в частности, его эпилог, приходится уже на послевоенное время.
На долю главного героя «Кукушкиных слёз» Алипая выпали самые страшные события и тяжелейшие, нечеловеческие муки. В финале спектакля его судьба трагически обрывается. Погибают практически все действующие лица постановки, но, несмотря на это, эпилог сценического повествования жизнеутверждающе оптимистичен – со временем всё в мире приходит на круги своя, древо жизни, потеряв листья в хмурые ненастные дни, по весне снова обретает пышную крону и яркие украшения, в виде пёстрых ленточек, завязанных на его ветвях влюблёнными.
Роль чувашского военнопленного Алипая, безусловно, очень непроста для артистического воплощения на сцене. Суметь убедительно передать эмоции человека, прошедшего «мясорубку» боёв, издевательства в плену, голод, потерю близких людей способен не каждый профессиональный актёр.
Я, как постоянный зритель саранских театров, наверное, в какой-то степени, избалована огневым экспрессивным темпераментом мордовских артистов, поэтому к более чем сдержанному образу чуваша Алипая долго присматривалась, ведь по сюжету, в молодости, до ухода на войну, он был романтиком, мечтавшим путешествовать на поездах, кораблях и даже дирижаблях, при этом, возвышенно мечтая, персонаж Дмитрия Михайлова рассуждал с выдержкой интроверта.
Предположу, что особенности уравновешенного темперамента Алипая – это ещё одна задумка режиссёра, который постарался показать становление сильной личности ещё на начальной стадии, которое впоследствии повлияло на стратегию поведения человека, оказавшегося в тисках безысходности. Выдержанность и сила воли помогали Алипаю выживать в плену и долгое время тайно сохранять крошечную частицу надежды вернуться на Родину.
Меня искренне восхитил уровень знания и владения чувашским языком Дмитрия Михайлова. Тоскуя по родному краю, его герой в своих воспоминаниях обращается к чувашскому фольклору, выразительно озвучивая предания глубокой старины. На пике своих ностальгических эмоций легенду о «Кукушкиных слезах» Алипай произносит на одном дыхании, как скороговорку, без единой запинки.
История об Алипае завершается в самом начале Великой Отечественной войны, когда он всё-таки уходит из семьи, появившейся у него после лагеря военнопленных в Германии, узнав о том, что его сыновья ‒ Лементей – первенец чуваш (артист Александр Васильев), и второй сын Ганс, рождённый от немки Эльзы (артист Владимир Свинцов), ушли на фронт фактически сражаться друг с другом. Алипай понимает, что дорога на Родину ‒ это его последний путь на Земле.
Анализируя свои постфестивальные впечатления, не могу обойти стороной содержательную сторону спектаклей, представленных на сцене Мордовского национального театра. Все они по-настоящему патриотичны. И драма «Кукушкины слёзы» режиссёра Бориса Манджиева ‒ это очень актуальная на сегодняшний день театральная постановка, укрепляющая чувство любви к Родине как к приоритетной человеческой ценности.
По сути зрители нуждаются в эмоционально-эстетическом воздействии сценического действа на собственное мироощущение, а также испытывают потребность в театре, как в «учителе жизни».
Как же стыдно было за моих земляков из Пензенского областного театра драмы им. К.Г. Луначарского, представивших в прошлом году на театральном фестивале «Худсовет», спектакль «С училища», главный герой которого совершает омерзительные аморальные поступки (преступления), только ради того, чтобы уехать из России в Европу. Это ли сейчас необходимо предлагать к просмотру современной молодёжи? Вопрос остаётся открытым для дискуссии людям с совестью… После посещения этого спектакля многим саранским театралам хотелось скорее принять душ и промыть глаза мылом, да так, чтоб щипало!
Театральное искусство носит синтетический характер, поскольку создаёт не только знаковую систему эпохи, но и является уникальным эффективным средством воспитания молодого поколения. А воспитывать молодёжь нужно на достойных жизненных примерах, а не забивать юное неокрепшее сознание либералистическими деструктивными «лжесвободами».
Эмоционально-сильное незабываемое впечатление на зрителей-театралов в постановке «Кукушкины слёзы» Б. Манджиева произвели женские образы, в особенности, Эльза, вторая жена Алипая, в исполнении заслуженной артистки Чувашской Республики Венеры Пайгильдиной.
Впервые появившись на сцене в роли Эльзы, Венера Пайгильдина поразила меня своим внешним сходством с великой русской поэтессой Анной Ахматовой.
Терпкая красота сильной женщины с характером, исключительная пластика и энергичность, профессиональные вокальные данные актрисы оставили неизгладимое впечатление в моей памяти после просмотра этого спектакля.
Судьба немки Эльзы не менее тяжела, чем у военнопленного чуваша Алипая, которого её первый муж – Бюргер (заслуженный артист Чувашской Республики Леонид Яргейкин) выкупает себе в услужение в качестве работника на унизительных рабских условиях.
Бюргер издевается над Эльзой, прилюдно унижает её, бьёт, загружает непосильной работой. Она чувствует себя такой же рабыней, заложницей судьбоносных обстоятельств, как и трудолюбивый молчаливый Алипай, к которому она постепенно привязывается. Общение с ним становится для Эльзы отдушиной и, со временем, она влюбляется в Алипая.
Когда Бюргер узнаёт об их связи, то жестоко наказывает обоих, и Эльза решает взять на себя смертный грех – отравить мужа.
По прошествии времени, у Эльзы и Алипая рождается сын Ганс, жизнь в какой-то степени даже налаживается, но мучительная тоска Алипая по России, по Чувашии не даёт покоя ни ему, ни его близким людям.
Зловещие жернова Второй мировой войны беспощадно перемалывают жизни всех героев этой трагической истории.
Визуальная метафоричность эпизодов и образов в «Кукушкиных слёзах», свойственная режиссёрскому стилю Бориса Манджиева, не только поражала восприимчивое зрительское воображение, но и порой шокировала жутким фатальным символизмом: рельсы из верёвок, по которым отправляется в свой последний путь из Германии в Россию Алипай, ставшие в один миг удавкой для Эльзы; огромная катушка смерти, давящая живые тела солдат на поле боя; древние языческие Боги, мифические существа, разрушающие границы вымысла и реальности; луна, меняющая цвет от девственно-белого до кроваво-алого и т.д..
Несмотря на историческую событийность сюжета, спектакль «Кукушкины слёзы» насыщен чувашскими легендами, преданиями и сказками. Полагаю, что само наименование романа Юхмы Мишши, позаимствованного из народного фольклора, стало отправной точкой и в режиссёрской концепции сценического воплощения истории об Алипае.
Недаром пролог спектакля, в котором старейшина рода Шурсухал (народный артист Чувашской Республики Александр Степанов) выбирая имя для новорожденного мальчика, обращается к древним духам, традиционен для фольклорных произведений.
Максимально усилила зрительское восприятие чувашского этнического колорита потрясающая атмосферная музыка заслуженного деятеля искусств Республики Калмыкия, Героя Калмыкии Аркадия Манджиева – композитора от Бога, который сейчас рядом со Всевышним, а с нами на Земле осталось его уникальное музыкальное наследие!
Светлая память Аркадию Наминовичу…
Высокосинхронные по технике исполнения хореографические композиции режиссёра по пластике ‒ заслуженного деятеля искусств Республики Башкортостан, лауреата Всероссийской театральной премии «Арлекин» Рамизы Мухаметшиной придали объемную форму сюжетной линии этой театральной постановке.
Откровенно говоря, единственным ироничным для меня эпизодом в спектакле «Кукушкины слёзы» стало появление на сцене двух немцев (Бюргера – заслуженного артиста Чувашской Республики Леонида Яргейкина и Улпута – заслуженного артиста Чувашской Республики Виталия Сергеева), пытающихся сторговаться. Они были забавно одеты, как настоящие тирольцы из оперетты Карла Целлера «Продавец птиц»: короткие штанишки на подтяжках, гетры, двубортные пиджаки и шляпы с небольшими полями, но высокой тульей, основания которых было охвачено витым шнуром.
Эстетика аутентичных чувашских женских нарядов и украшений на молодых героинях постановки, выполненных по эскизам заслуженного работника культуры Республики Башкортостан Натальи Степановой очаровала зрителей.
Строгая, без каких-либо излишеств и отягощающих декоративных наслоений, сценография Анны Репиной помогала сконцентрироваться на сути драматического сюжета.
Подводя итог своим личным впечатлениям о фестивальной ретроспективе на сцене МГНДТ, хочется искренне пожелать каждому жителю нашей многонациональной страны до последнего сохранять верность Отечеству, и как главный герой спектакля Бориса Манджиева «Кукушкины слёзы» Алипай в критические моменты жизни, в полной мере прочувствовав свою долю ответственности за сохранение наследия предков, с достоинством Человека с большой буквы, говорить о своих корнях, национальности и стране, в которой родился: «Я – чуваш, но моя Родина – Россия!»