“Чувашский поэт, публицист, переводчик, драматург, театральный режиссер, актер, музыкальный критик, преподаватель, этнотеатровед – вот далеко не полный список его профессий. Все его творчество дышит большой любовью к родному языку, народу и его культуре. По темпераменту и силе мысли он идет вслед за Михаилом Сеспелем. С поэтом его связывает нечто тонкое и возвышенное, исходящее из глубины души и сердца. Неслучайно и творческий путь Иосифа Дмитриева начался с работы над образом Сеспеля в одноименном фильме, снятом киностудией имени Александра Довженко. Он был удивительно похож на поэта-революционера. Даже мать Сеспеля, здравствовавшая тогда Агафья Николаевна, до слез была тронута схожестью черт лица начинающего актера с ее сыном. Он и внутренне походил на того, кому был дан великий дар зажигать сердца людей и вести их за собой. За исполнение роли в кинофильме Иосиф Дмитриев стал лауреатом премии имени М. Сеспеля. А затем судьба также неслучайно связала его с Чувашским государственным театром юного зрителя, носящим имя поэта.
В послужной список Иосифа Дмитриева входят годы работы в Чувашском государственном академическом драматическом театре, он был заведующим актерским отделением Чебоксарского музыкального училища, научным сотрудником отдела искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук, режиссером Русского драматического театра Республики Казахастан. В неофициальном списке – множество интересных спектаклей, режиссерских находок, актерских открытий, встреч и бесед.
Весом его вклад в поэтическое наследие Чувашии. Он – координатор поэтических фестивалей «Скандинавия – Поволжье», им изданы Поэтические альманахи двух фестивалей (2005 и 2006 гг.). Участник Международного поэтического фестиваля (Мальме, 2000 г.), лауреат конкурсов чтецов (Ленинград, 1971 и 1972 гг.), участник ежегодных семинаров по художественному переводу (Швеция). Автор оригинальных поэтических произведений, опубликованных в коллективном сборнике «Çил курăкĕ» (Ветреница).
Иосиф Дмитриев занимался переводами со шведского и норвежского, исследованием чувашского народного и профессионального театрального творчества, этнотеатральных форм чувашских обрядов, традиционной чувашской религии, народной зрелищной культуры. Является автором монографии «Этнотеатральные формы в чувашском обряде» (1997).
В качестве режиссера Иосиф Александрович ставил спектакли русских авторов на чувашском, сам писал пьесы на чувашском под псевдонимом Трер. У него был свой неповторимый, яркий художественный почерк. Его творческую манеру отличал внимательный подход к выбору драматургического материала, он каждый раз стремился к тому, чтобы зритель нашел в спектакле нечто для серьезного и глубокого раздумья.
В качестве педагога он вырастил целое поколение современных театральных режиссеров и авторов. Плодотворно работал с артистами Чувашского театра юного зрителя, студентами института культуры и искусств – будущими актерами, по-сеспелевски вкладывая в них все свои надежды, чаяния и драгоценный опыт”.
Иосиф Дмитриев (Трер) ушел из жизни 20 ноября 2018 года. Сегодня ему исполнилось бы 75 лет.
✍🏻 Заведующая литературно-драматургической частью, Ильина Татьяна Витальевна.