Архаичность народного сознания и современное трагическое мировосприятие неожиданно ярко проявились в музыкально-поэтическом вечере, посвященном 75-летию со дня рождения Иосифа Дмитриева (Трера). Став культовой фигурой Чувашии рубежа веков, Иосиф Александрович оставил творческое наследие, значение которого еще предстоит осмыслить.
Казалось бы, мы знали его как актера. Но больше – как режиссера. Обе эти грани его творчества бесследно исчезнут довольно скоро, ввиду самой природы театрального искусства – быстро просачивающегося сквозь песок времени.
Бег времени удалось остановить ненадолго режиссеру вечера Дмитрию Михайлову (видеоинсталляция – А. Щукин). Его интеллигентная работа позволила нам, шаг за шагом, увидеть очень разного Иосифа Дмитриева. Тактично он вывел на сцену кадры из некоторых спектаклей И. Дмитриева («Чĕрĕ сăмах», «Ален Делон», «Виç кĕтеслĕ юрату», «Ама кайăк çулĕпе»), тут же продолжив их живыми сценическими реминисценциями.
Совершенно поразил выход Сергея Никитина в отрывке, посвященном Г. Айги. Актеру удалось напомнить нам об этой эпохальной удаче И. Дмитриева (пьеса и спектакль «Чĕрĕ сăмах» (Творящее слово) увидели свет в 2013 году ). Но не только напомнить. Актер сумел сыграть самого И. Дмитриева в этой роли, создавая полную иллюзию присутствия энергетики личности ушедшего актера-режиссера-драматурга на сцене этого вечера.
Тут же начали раскрываться все новые и новые грани талантливого представителя своего народа, ушедшего, но оставшегося в нашей памяти. Теперь перед нами предстал поэт. Актеры труппы ТЮЗа, Светлана Савельева, Леонид Яргейкин, Владимир Григорьев, Алина Зайцева, Светлана Дмитриева, один за другим, обращались к поэтическому творчеству И. Дмитриева, очень органично озвучивая и расцвечивая лирическое наследие. Вкладывая душевную чуткость в свой сценический выход, каждый из актеров, каждый по-своему, привнес искру горячего сердца поэта в тепло этого вечера.
Кульминацией вечера, несомненно, стала мировая премьера оратории Лолиты Чекушкиной «Ӑрăм» (Заклинание) на слова И. Дмитриева. В свое время, публикация поэтического наследия (уже посмертная) была бескорыстным вкладом в чувашскую культуру таких соратников И. Дмитриева, как Николай Лукьянов и Борис Чиндыков. Здесь мы увидели Трера – не только поэта, но философа, трагическая фигура которого является эхом тектонических сломов культуры и истории нашего времени. Безусловно, такая трактовка личности Трера – это заслуга композитора. Л. Чекушкина оставила за пределами нашего внимания поэтическую лирику для того, чтобы подчеркнуть, с одной стороны, современность трагического мировосприятия поэта. С другой, композитор смогла акцентировать в нашем сознании актуальность архаично-вселенского народного сознания, которое находит свою опору в ценностях, выходящих за пределы восприятия одного человека или одной исторической эпохи.
В основу оратории легли тексты поэмы И. Дмитриева, в которых особенно ярко проявлена невероятная масштабность самой личности Трера. То, что он был актером, режиссером, драматургом или поэтом, ученым, – это только приложение его деятельной натуры Человека (с большой буквы). Человека, способного бескорыстно служить и любить свои истоки – родину, народ, землю, культуру, которые дали ему жизнь (как дает все это бескорыстно своему ребенку настоящая мать). К родной земле и Матери обращается поэт в потоке боли и скорби. Зло в этом мире обязательно должно быть побеждено. Об этом молит Человек. В молитве (заклинании) – его усилие, его долг, его преданность. Из этой молитвы и может родиться новое будущее для Человека. В молитве – его спасение.
Весь накал внутреннего бессилия и внутренней же веры и силы Человека с самого начала вкладывается композитором в яркую, терпкую партитуру, предназначенную для оркестра и хора. Под руководством такого профессионала как дирижер Никита Удочкин и его оркестра (Чувашский Театр оперы и балета) динамика накала боли, страсти, надежды, заложенная композитором, захватывает с самого начала и держит зал в напряжении до конца. Очень органична работа хора под управлением Александра Милова. Солисты Василий Николаев (Поэт) и Анна Горбунова (Голос Матери) поддерживают драматургию произведения. Их исполнение особенно подкупает тем, как они участвуют в общей мистерии, не выделяя своих героев, не выставляя их на первый план, но, с поддержкой хора и оркестра, добавляя индивидуальные черты общему потоку развития мысли. Их голоса как нельзя более гармонично вплетаются в общую ткань произведения.
С огромной благодарностью к организаторам этого вечера (например, к руководителю ТЮЗа Елене Николаевой) и к автору и исполнителям оратории зритель аплодировал стоя и не хотел покидать стен театра. Этот уникальный вечер – неповторимая страница истории культуры Чувашии. То, что такой вечер состоялся как совместное усилие большого количества самых разных организаторов, авторов, исполнителей (начиная с самых близких, таких, как супруга И. Дмитриева, Ю.А. Дмитриева, и, продолжая, молодыми исполнителями, никогда не пересекавшимися с Трером лично) и был поддержан чувашской интеллигенцией (зал театра был полон) дает нам надежду на будущее этой культуры.
Автор – Введенская Эльби Иосифовна