Краткий курс обучения актерскому мастерству со старшеклассниками из Германии провел режиссер Владимир Беляйкин (г. Москва), поставивший в Чувашском государственном театре юного зрителя им. М. Сеспеля два пластических спектакля.
В Чувашии с каждым годом увеличивается число студентов-иностранцев. И надо отметить, они не только получают знания, но и активно знакомятся с культурой и историей республики. Немецкие школьники пока не относятся к их числу, они сами решили организовать поездку. Это случилось по инициативе бывшего ученика Чебоксарской средней общеобразовательной школы №41, который выучил русский язык и вернулся на родину в Германию. Ребятам так понравились его рассказы, что они непременно захотели увидеть Россию и обязательно зимой. К двухнедельной поездке они готовились серьезно: вместе со своей русской учительницей Светланой Тикуновой изучали историю и традиции нашей страны, читали и обсуждали художественную литературу, в том числе и хрестоматийную повесть Гоголя «Шинель». Узнав о том, что в Чувашском ТЮЗе состоится показ одноименной пластической драмы, настояли на встрече с его режиссером, которая плавно перешла в мастер-класс от Владимира Беляйкина.
Выпускник легендарной Щепки, училища имени М.С. Щепкина, Владимир Беляйкин преподавал в альма-матер ритмику и пластику, а за уроками степа к нему ехали актеры со всей страны и вставали в очередь звезды, в числе которых, кстати, был и Сергей Безруков. 10 лет назад Владимир Васильевич стал обладателем «Золотой маски» за спектакль «Демон. Вид сверху», поставленный совместно с Дмитрием Крымовым. Чувашским актерам безусловно повезло стать его учениками. ТЮЗ превратился в экспериментальную площадку, где режиссер по пластике осуществляет не только постановку, но делает и инсценировку, и сценографию, подбирает музыкальное сопровождение. Первый авторский пластический спектакль Беляйкина «Любовь и ненависть» вызвала бурю восторга прежде всего у самих тюзовцев, ведь играть такой спектакль для драматического актера — хорошая школа и огромный опыт. Несколько месяцев артистам пришлось учиться по-новому осознавать собственное тело, через которое можно выразить на сцене столь сложные чувства и эмоции.
Вторая совместная работа — пластическая драма «Шинель» по одной из петербургских повестей Николая Гоголя. Это произведение ввело в оборот понятие «маленького человека» и несет огромную смысловую нагрузку — от вселенской жалости к нищему чиновнику до сатиры о закрывшей человеку весь белый свет новой шинели. Трагедию Акакия Акакиевича, имеющего право на справедливое отношение к себе, показывает и автор постановки в ТЮЗе со своими актерами. Причем практически одними лишь пластическими средствами — вся гамма мыслей и чувств передается движением, мимикой, жестом. Владимир Беляйкин не считает такой спектакль сложнее обычного, он просто другой. Такова специфика столь необычной постановки, как пластическая драма.
Во время мастер-класса Владимир Васильевич не только показывал и объяснял свою методику построения пластического спектакля, но и старался активно вовлекать в этот процесс самих юношей и девушек. После просмотра драмы «Шинель» общение продолжилось в форме вопросов и ответов. Ребята признались, что чувствуют себя просто счастливыми от обилия новой информации о России и хотели бы продолжить свое знакомство с нашей страной.