19 сентября – премьера драмы «Гроза» Александра Островского
В год 200-летия русского драматурга Александра Островского на сцене Чувашского театра юного зрителя им. М. Сеспеля готовится к выпуску пьеса «Гроза». Историческую драму ставит режиссер Иван Чигасов. Премьера назначена на 19 сентября 2023 г.
Каким будет взгляд молодого режиссера на классическое произведение XIX века? Что нужно сделать, чтобы спектакль прочно вошел в репертуар театра? Как завоевать сердца зрителей? Какие методы следует использовать для раскрытия потенциала артистов и создания образа? Об этом и многом другом мы поговорили с режиссером-постановщиком спектакля «Гроза» Иваном Чигасовым.
Двадцатишестилетний актер театра и кино, режиссер Иван Чигасов ни дня не может прожить без творческого поиска, новых знаний и открытий. Его с детства привлекает мир театра и как магнитом тянет в храм Мельпомены.
Иван родился и вырос в г. Новочебоксарск. В детстве жил в Чебоксарах и его путь от дома до детского садика пролегал мимо здания кинотеатра «Сеспель». И так случилось, что теперь он ставит спектакль в его стенах.
Иван Чигасов из тех редких режиссеров, который с детства твердо знал, что его жизненный путь будет связан с театром. Еще в детском саду он участвовал в небольших сценках, любил петь и выступать на публику. И даже мечтал стать певцом. В 4 классе он поступает в театральную студию Детской школы искусств г. Новочебоксарск в класс выдающегося педагога Татьяны Петровны Пичугиной. Её ученики сегодня работают в российском кинематографе и разных театрах России. Иван с особой теплотой вспоминает своего педагога. Ведь именно она увидела в нём актерский талант и развивала его долгие годы. Даже после ухода Татьяны Петровны из школы искусств, он приходил к ней домой заниматься. После окончания средней школы Иван поступил в Нижегородское театральное училище им. Е. А. Евстигнеева на актера.
– Это было фантастическое везение, потому что я попал к талантливым мастерам – заслуженному артисту России Александру Борисовичу Сучкову и известному в России актёру и режиссеру Льву Юрьевичу Харламову. Все 4 года обучения – это было увлекательное приключение, где мы искали свое видение театра, разрабатывали свое чутье. Что немаловажно, мы участвовали в фестивалях и мероприятиях, выступали на профессиональных сценах Нижнего Новгорода.
Еще во время обучения я сделал несколько режиссерских работ и понял, что режиссура намного интересней, дает больше возможностей раскрыться, создавать свой мир, за который я сам ответственен. После окончания училища я продолжил обучение и поступил в Российский государственный институт сценических искусств в Санкт-Петербурге в класс Анатолия Праудина.
– И вам снова повезло. Вы попали «в руки» к такому именитому и талантливому режиссеру-педагогу.
– Да! На курсе мы всеми возможными способами проверяли, насколько можно выйти за пределы принятых театральных законов. Изучали, что такое режиссерский язык, как можно сочинить полотно спектакля, чтобы зритель точно прочитал образный ряд. Мы совершали самые безумные действия именно в рамках театрального обучения. Все пять лет обучения под крылом Анатолия Аркадьевича и всего педагогического состава прошли насыщенно и плодотворно.
– Именно здесь вы поставили свой первый серьезный спектакль?
– Первая полноценная работа – это дипломный спектакль на Малой сцене Калининградского областного драматического театра по пьесе Дмитрия Ретиха «Площадь защитников неба». Спектакль на данный момент был сыгран трижды при аншлагах.
– А как же актерская карьера? Вы ее забросили?
– Ни в коем случае. В Театре-фестивале «Балтийский дом» Санкт-Петербурга я играю главную роль в спектакле Игоря Григорьевича Коняева «Хроники Раздолбая». Есть у меня также опыт работы в кино. Снимался в фильмах «Отмена режима» Яны Сад, «Мази» Александра Мокевнина, «Фиксаж» Олега Лазарева.
– Иван, как вам работается с нашими артистами? Какие методы вы используете для раскрытияих потенциала и создания образа?
– У меня была возможность познакомиться с артистами театра еще в июне. И мы тогда еще начали вести диалог о персонаже именно как о человеке: его болях, страстях, желаниях, мечтах… Мне важно, чтобы актер относился к персонажу, как к своему современнику. Как человек, которого видит на улице, переживает за него и жалеет. Еще, важно внимательно слышать, какие у актера возможности, какие его выразительные черты наиболее интересны. Мы отстраиваемся от мышления, которое я предлагаю, дальше идёт уже разработка. И всегда идём тем путем, который интересней. Я что-то корректирую, советую, выстраиваю эмоциональную амплитуду у персонажа… А далее артист полностью берёт это в свои руки, сам сочиняет и организует нюансировку роли.
Мне очень нравится работать с артистами театра. В этой труппе я вижу, что актер является автором и художником своей роли. Меня радует, что они меня слышат и нам друг с другом интересно, приятно и комфортно.
– Вы репетируете с двумя составами артистов. Это сложно?
– Да, но очень интересно. Каждый состав идёт своим путем. У нас будут две разные Катерины, Борисы, Тихон Ивановичи и т.д.
– То есть, это будет два разных спектакля?
– По сути, да. По-разному даже проявляются персонажи, у которых один состав. И я советую зрителям посмотреть оба состава и самим убедиться, как может отличаться спектакль, когда там играют два разных артиста.
– Что вы хотите передать молодому поколению через спектакль «Гроза»?
– Моя цель, как режиссера, сохранить авторский текст с нашим прочтением без домыслов, уточнений и излишних фантазий. У нас будет классический спектакль. Художник спектакля Юлия Павленко, выпускница РГИСИ, мастер курса в кемеровском филиале, профессионал своего дела, очень точно услышала мое противопоставление мира божественного и мира людского, и как эти миры взаимодействуют. «Гроза» – спектакль о людях, которые сами себя мучают и уничтожают, хотя могли бы жить счастливо.
Иван Чигасов, режиссер спектакля «Гроза» А. Островского:
«В дальнейшем очень хотел бы взаимодействовать с Театром юного зрителя, потому что вижу огромный потенциал самой структуры и труппы. Видно, как будучи директором ТЮЗа, Елена Васильевна Николаева бережно создавала театр, по крупицам сочиняла каждую деталь и элемент. Техническое оснащение театра очень хорошее, спектр возможностей для создания разнообразных постановок весьма широк».