Театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля — больше, чем просто театр! Уже 9 лет в наших стенах растет и развивается новое поколение артистов. О детской театральной студии при ТЮЗе им. М. Сеспеля рассказала заместитель директора по художественно-постановочной части Наталья Алексеевна Ахмед, которая ведет занятия у наших малышей.
Идея возобновить работу детской театральной студии пришла к нашему наставнику, учителю и режиссеру – Иосифу Александровичу Дмитриеву (Трер) в 2013 году. Сейчас студия состоит из трех групп — подготовительная группа (дети от 3 до 6 лет), младшая группа (с 7 до 10 лет) и средняя (с 10 до 14 лет). На данный момент это уже сложившаяся детская труппа, некоторые дети ходят к нам и изучают театральное мастерство с трех лет. Среди них, можно сказать, уже есть полноценные актеры. В основе нашей театральной студии лежит сердечная педагогика. Первое, что мы развиваем, это умение слышать и видеть сердцем. В дополнении к этому мы даем навыки и знания по актерскому мастерству, вокальному искусству и хореографии. У нас есть педагоги по вокалу — Антонина Александровна Казеева и Александр Анатольевич Васильев, педагог по хореографии — Андрей Борисович Петров, и мы с Алевтиной Мефодьевой Семеновой — педагоги по актерскому мастерству.
Мысль открыть группу с чувашским уклоном высказал еще Иосиф Александрович, но после того, как его не стало, дело не пошло. Ну а сейчас мы почувствовали — пора! Наверное, каждый человек задается вопросом: для чего мы пришли? Что-то мы должны сделать для своей родины, для своего языка. Да, это маленькая капля в море, но она имеет право быть. Задумайтесь, ведь мы живем в Чувашии, это в нас, в нашем днк и в днк наших детей. Их просто нужно немножко подтолкнуть в сторону изучения родной культуры. Со студийцами мы начали в игровой форме знакомиться с чувашским языком, потихоньку учились считать, учили самые основные слова, которые используют в семье. Теперь уже можно начинать ставить какие-то простые спектакли на родном языке, летом даже сняли короткометражный детский фильм «Самокат» полностью на чувашском. Думаю, это хорошая тенденция!
Мой личный путь в качестве преподавателя начался еще в далеком 2006 году. Меня пригласили в училище культуры преподавателем по сценической речи. Я работала с выпускным курсом, это было время активных занятий и благодаря такой тесной работе, ребята стали мне очень близки. Тогда я поняла, что работа со студентами находит горячий отклик в моем сердце. Ведь знаниями, которые ты получаешь, обязательно нужно делиться. Живая энергия требует, чтобы ее передавали. Продолжая работать в качестве преподавателя, я два года сотрудничала с чебоксарской студией «Ералаш». Дети у меня были как маленькие, так и подростки. Именно там я поняла, что детям недостаточно давать просто умение. Первое, что им нужно — научиться вновь слышать свое сердце. Потому что все в нашей жизни исходит из любви этого сердца. Особенно, если мы говорим о творчестве, об искусстве. Потом был опыт работы с театральной студией при детском садике No 65. Там были самые маленькие мои ученики – с 3 до 6 лет. Я с большой радостью вспоминаю об этой студии, ведь дети очень ждали занятий и учились с большой любовью и невероятной самоотдачей. Параллельно начала свою жизнь и детская театральная студия при ТЮЗе. В общем, круг работы был тогда обширный, сейчас я оставила для себя только работу в нашей студии.
Сейчас я работаю с младшей группой. Здесь преподаватель — в первую очередь «мама». Дети в этом возрасте очень нуждаются в любви и внимании и я, конечно, стараюсь закрыть эту их потребность. На наши занятия приходят очень разные малыши, кто-то с самых первых уроков может проявить себя, а кто-то стесняется и не готов так сразу открыться. И это абсолютно нормально, ведь у каждого ребенка свой темперамент, особенности, характер. Самое главное, на что я смотрю, это отсутствие значительных речевых дефектов. Если они есть, все же рекомендую родителям вначале пройти с ребенком курс у логопеда, а после вернуться к занятиям в театральной студии. Наши занятия — своеобразные мини-тренинги и первое, чему я учу малышей — это умение слышать тишину. Дети приходят после садика взбудораженные и рассредоточенные. И чтобы их успокоить, мы делаем волшебное упражнение — слушаем тишину. Удивительно, но оно становится самым любимым у малышей. Упражнение действительно волшебное, дети вдруг начинают слышать ласковый мамин голос, или у них возникают какие-то сказочные звуки и образы. После этого тренинга ребята показывают группе то, что видели. Это очень важное творческое упражнение, развивающее фантазию.
Современные дети невероятно талантливые. И мы, педагоги и родители, должны просто направлять и раскрывать этот талант. На самом деле это самая сложная работа — уметь увидеть, понять, стать наставником, другом, путеводителем. Прежде всего мы должны осознавать и распознавать сущность ребенка. И к этому распознаванию мы прилагаем уже какие-то свои навыки. Первое, что мы должны суметь сделать — шепнуть ребенку радость и преобразить этот урок, занятие, будний день в праздник. Это самое главное. Дети уже пришли в нашу земную жизнь со сложным характером, со своим талантом, мудростью, а мы облагораживаем и возвышаем сущность человека.
Дети к нам приходят совершенно разные и первое, что они приобретают — это коммуникативные навыки. Мы прорабатываем детские страхи и зажимы, кто-то начинает быстро и хорошо излагать свои мысли, кто-то, как детектив, увлеченно копается в сути роли, развивает логическое мышление. И первое, где им все это пригодится, на мой взгляд, даже не сцена, а школа. Многие родители говорят, что навыки, приобретенные в подготовительной группе, очень помогли в первые школьные месяцы. Конечно, и речь у детей становится лучше и логичнее, и осанка, благодаря хореографии, улучшается, но самое главное, на мой взгляд, — они становятся собраннее, внимательнее. Потому что все упражнения у нас, в первую очередь, на внимание и на наблюдательность. Это именно то, что очень нужно развивать нашим современным детям.
Я верю в каждого из наших детей, каждый ребенок, который побывал в моих руках, теперь в моем сердце. Я верю в него и направляю все лучи своего сердца, чтобы из этого маленького человечка выросло настоящее созидательное человечище с огромным сердцем и перспективами. Мне хочется дать небольшое напутствие: пожалуйста, любите своих детей! В этом мире очень тяжело и родителям надо понять, что добрые, хорошие, теплые отношения с детьми — это та ценность, которую действительно стоит беречь. Уже с 8 сентября будет открыт новый набор и у всех желающих появится возможность присоединится к нашей дружной театральной семье!