Главная ценность ТЮЗа — это артисты, без которых невозможно представить ни один театр. В канун 90-летия мы планируем сделать цикл репортажей о людях, которые стояли у истоков создания Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля. В этот раз нам удалось побеседовать с народной артисткой Чувашии Иовлевой Еленой, проработавшей в ТЮЗе более 30 лет и внёсшей значительный вклад в развитие национального театрального искусства.
Иовлева Елена Васильевна родилась 1 октября 1952 года в деревне Амачкасы Цивильского района. В 1967-69 училась в актёрской студии при Чувашском государственном академическом драматическом театре им. К.В. Иванова. В 1971-2004 – актриса Чувашского республиканского театра юного зрителя, до 1997 – ведущая актриса театра в амплуа инженю-травести: из 138 ролей, сыгранных Иовлевой, 80 – роли мальчиков и девочек. В 1992-1997 – заведующая труппой театра. Сценическим образам Иовлевой присущ подвижный темперамент, острая пластика, она владеет разнообразными психологическими характеристиками – от комедийных до трагических. Актриса подарила зрителям более 20 ярких ролей. Наиболее значительные роли: Минька в «Вутпа çулăм витӗр» (Нахалёнок) М.А. Шолохова, Сенька («Машенька» А.Н. Афиногенова), Дина, Лена, Женя в «Шăнкăравлăр та килме тухăр» (Звоните и приезжайте) А.Г. Алексина, Маша в «Тăлăха юлнисем» (Чайка) А.П. Чехова, Ямзе в «Чинар манифесчӗ» (Чинарский манифест) А.В. Чхаидзе, Люба в «Арканнă йăх» (Последние) А.М. Горького, Катя в «Юратма пӗлекенсем телейлӗ» (Пять вечеров) А.М. Володина, Вовка в «Сомбреро» С.В. Михалкова, Васятка в «Любаше» В. Машуткина, Чертёнок в «Хура кӳлӗ вăрттăнлăхӗ» (Тайна чёрного озера) Е. Борисовой, Абрек в «Тимӗрçӗпе Чӳлмекçӗ çинчен хывнă юмах» (Сказка о гончарном круге) А. Абу-Бакара, Крахьян в «Хӗрӗме калам, кинӗм илт» (Намёк снохе) Н.Т. Терентьева, Настя в «Шăпчăк мӗншӗн юрлать-ши?» (Брат мой) В.М. Шукшина, Саджи-аби в «Чунилли» (Червоточина) Ф. Галиева и другие.
Елена Иовлева продолжает радовать публику, собирая полные залы на своих творческих вечерах и концертах. Сценическим образам Иовлевой присущи подвижность, темперамент, острая пластика; она владеет разнообразными психологическими характеристиками — от комедийных до трагических. В последние годы Елена Иовлева хорошо известна в Чувашии и за её пределами как певица. Более пяти лет она руководила коллективом народного театра «Савăнăç» (Цивильск), который принимает активное участие во всех культурных мероприятиях республики. Её концерты всегда проходят при полном аншлаге, потому что это не только весёлые и красивые песни и искрометные шутки — Елена Иовлева проигрывает каждую песню, превращая её в мини-спектакль. Неповторимое сочетание драматического и певческого мастерства принесло ей не только любовь зрителей, но и заслуженное признание. 1 октября в 18.30 состоится сольный концерт артистки в родных стенах Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля.
Расскажите о своём профессиональном пути.
Тяга к сцене появилась ещё в детстве. Мой отец был прекрасным гармонистом и его гармошку можно было услышать во всех соседних деревнях. Я собирала своих подружек, он играл, а мы танцевали и пели. И народ на эти импровизированные представления приходил с удовольствием. Когда уже подросла, пошла заниматься в театральную студию при Чувашском драматическом театре. Оттуда и попала в Чувашский государственный театр юного зрителя. Произошло это совершенно внезапно. Ефим Никитин предложил меня на травести-роли режиссёру из ТЮЗа Васильеву Алексею Григорьевичу. Девушкой я была миниатюрной, весила 45 килограммов, так что легко можно было с мальчиком перепутать. В январе 1971 года он пришёл к нам в студию на меня посмотреть и предложил прийти на прослушивание. Состоялось три тура, на прослушивании сидели артисты, у меня дрожь, не знаю куда себя деть. Этюды, танцы, песни – всё прошла успешно, а вот на последний этап нужно было прийти в купальнике. Я очень переживала, во-первых, воспитание не позволяло, а во-вторых, у меня ведь даже купальника не было на тот момент, я же из бедной семьи. Но ничего, мама одолжила для меня у старшей сестры и последний тур я прошла успешно. Но тут опять возникла проблема – на работу в театр можно было поступить только с десятью полными классами. Я так хотела быстрее выйти на сцену, что окончила два класса за один год!
Помните свою первую роль? Какой спектакль был самый запоминающийся?
Конечно помню, как такое забыть! Мне дали роль Вовки Пестикова в спектакле «Сомбреро». Как же она мне нравилась, словами не передать. Очень натуральный мальчик из меня получился, ну а потом роль за ролью, в основном я играла девочек и мальчиков, в год по пять ролей делала и не уставала. Одним из самых значимых для меня стал Минька в спектакле «Вутпа çулăм витӗр» (Нахалёнок) Михаила Шолохова. Мальчик теряет семью и проходит очень тяжёлый путь. Как у меня получился этот образ, я не знаю. Но даже сейчас вспоминаю тот спектакль – и слёзы наворачиваются. А самое главное, зал тогда очень сильно реагировал на эту непростую, тяжёлую тему. А в 28 лет режиссёр решил расширить мой актёрский диапазон и предложил сыграть старушку. Мне тогда казалось, что не смогу, я расстраивалась и переживала сильно. Но, на удивление, эта роль очень меня обогатила, потом я уже без страха приступала к любому образу.
Как профессия повлияла на жизнь?
Задаю себе вопрос: смогла бы я жить без сцены? И думаю, что это был единственно верный путь. Считаю себя счастливым человеком, ведь меня взяли в театр, который на долгие годы стал моим домом. Здесь я стала настоящей артисткой, здесь были самые мои значимые роли, здесь я получала уроки от своих учителей и росла вместе с коллегами. ТЮЗ для меня, можно сказать, стал главным местом в жизни, я даже в собственном доме проводила меньше времени. И до сих пор чувствую радость, когда прихожу сюда в гости.
Расскажите про свою эстрадную деятельность.
Когда я ушла из театра, поняла, что без сцены не смогу. По ночам начала писать стихи, какие-то юмористические монологи, зарисовки. Это как-то само собой вышло. Потом одну песню сделала случайно, её по радио передали, и людям понравилось. С этого всё и началось.
Что вы думаете о нынешнем ТЮЗе? Что пожелаете молодым артистам?
Хочу сказать несколько слов о директоре театра, Николаевой Елене Васильевне. Надо признаться, она этот театр возродила. Он же вообще был заброшенный, забытый, без своего здания. И посмотрите, как теперь тут красиво! Это же не каждому дано так любить свою работу, так болеть за результат. Елена Васильевна удивительной души человек и большой профессионал своего дела. Я желаю театру дальнейшего процветания, а молодым артистам – развития, жажды знаний и бесконечной любви к своей профессии!