– На 27 ноября Чувашский ТЮЗ запланировал премьеру спектакля «Алые паруса». Вы – его режиссер. Как оказались в Чебоксарах?
– В вашем ТЮЗе ежегодно проходит отличный театральный фестиваль «Волжская сказка», нынешний только что завершился. В прошлом году я приезжал на этот фестиваль вместе с театром «Нур» (Уфимский государственный Татарский театр Нур – авт.). Мы привозили спектакль «Живи на солнечной стороне» по пьесе Мунира Кунафина. Постановка очень понравилась директору Чувашского театра юного зрителя Елене Васильевне Николаевой и мы договорились сделать в будущем какую-либо совместную работу. В процессе обсуждения остановились на «Алых парусах». Во-первых, это спектакль как раз для ТЮЗа. Во-вторых, здесь присутствует вечная тема – стремление жить, желание счастья. Я считаю, что потребность в красоте, романтике характерна для каждого ребенка-подростка. Мы-то думаем, что дети сейчас другие: хотят казаться взрослыми, бывает, грубят, ругаются. Но в душе все равно стремятся к чистоте и к чему-то возвышенному… Спектакль мы должны были выпустить еще в марте, но пандемия перечеркнула наши планы. И вот наконец-то, надеюсь, доведем спектакль до наших юных зрителей.
– Кажется, этот спектакль не совсем классический, то есть не совсем «гриновский»…
– Да. По мотивам «Алых парусов» Грина написал пьесу «Ассоль» Павел Морозов, по ней и ставится наш спектакль. А вообще-то существует много инсценировок по «гриновским» мотивам. Есть, например, известный мюзикл Дунаевского. Но мы не стали обращаться к готовой музыке. В Чебоксарах есть не менее талантливый композитор Лолита Чекушкина. Она написала прекрасную музыку. По жанру у нас получилась романтическая феерия-мюзикл. В спектакле, действительно, очень много музыки, много песен. Мне кажется, что молодежи более близка подача материала в песенной форме.
– А как Вы оцениваете потенциал актеров Чувашского ТЮЗа, облеченный в такую, как говорите, «песенную форму»?
– Драматическому актеру необязательно быть певцом уровня оперного или даже эстрадного. Здесь нужно пение совсем иное. Надо сказать, что мы неплохо продвинулись в этом направлении. Я бы вообще порекомендовал Чувашскому ТЮЗу обращать большее внимание вокалу – это очень нужно сегодня. И еще, конечно же, хореография.
– Но в этом театре и пластические спектакли ставились, где все чувства выражаются через движение, танец…
– Я видел спектакль «Шинель», да, это очень хорошо. И уверен, что театр движется в хорошем, правильном направлении – в музыкально-пластическом.
– Как часто ставите спектакли в других театрах?
– Я сам из Уфы, Башкирии. Работал во многих театрах, последнее место это «Нур», где я работал главным режиссером. До этого – в молодежном театре. И в Татарстане ставил спектакли. А вот в Чувашии я первый раз. Мне Чебоксары очень понравились, такой очаровательный зеленый город с прекрасной набережной Волги.
– Желаем успешной премьеры!
Справочно: Ибрагимов Байрас Надимович родился 19 февраля 1953 года. В 1979 году окончил актерский факультет Уфимского государственного института искусств и до 1988 года работал артистом Салаватского башкирского драматического театра. В 1988-1989 годах обучался на Высших режиссерских курсах при ГИТИСе им. А. Луначарского (РАТИ) на курсе А.Гончарова. Заслуженный деятель искусств Республик Башкортостан и Татарстан, награжден премией имени Дамира Сиразиева.