26 ноября на сцене Чувашского государственного театра юного зрителя имени Михаила Сеспеля состоялась премьера спектакля «Чацкий. Горе уму» в постановке московского режиссера Сергея Красноперца.
«Кому незнакома фраза Чацкого «Служить бы рад, прислуживаться тошно» или – эта Софьи – «Счастливые часов не наблюдают» еще из школьной программы? В ТЮЗе представили новую версию комедии Грибоедова под названием «Чацкий. Горе уму» в жанре моралите-шоу. Первые минуты спектакля зал боролся со стереотипами восприятия и видел вместо Чацкого парня в длинном плаще и солнцезащитных очках, зачем-то говорящего словами из пьесы Грибоедова или девушку на лабутенах вместо Софьи. И, лишь спустя какое-то время, барьер был преодолен и все получилось. Уже никого не удивляли ни Скалозуб в шортах, ни Фамусов в спортивном костюме. Суть-то вещей от внешнего антуража не меняется. Теперь стало понятно, почему режиссер и художник-постановщик из Москвы Сергей Красноперец (кстати, и костюмы, и музыкальное оформление – тоже его) в начале спектакля попросил зрителей немного поработать вместе с актерами. Конечно, поработать головой. А переосмыслить было что, особенно молодому поколению, на которое и рассчитан спектакль, и представителей которого в зале было большинство. Премьерный спектакль вызвал интерес. Отдельно надо сказать, что простая, на первый взгляд, и лаконичная сценография – тоже не так проста, содержит в себе немало символов, как и элементы костюмов героев. Говорить об этом можно много, но лучше увидеть». Так отозвалась о новой постановке Чувашского ТЮЗа поэт, художник Светлана Гордеева.
Для артистов театра юного зрителя этот спектакль тоже стал новой практикой. Он поставлен как авторская интерпретация текста известной реалистичной комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». Не боясь классики, актеры в соответствии с режиссерским замыслом предложили зрителю свое прочтение бессмертного литературного произведения. «Мне было невероятно сложно отойти от клише, сформулированного школьной программой. Чацкий в традиционном прочтении либо наблюдатель, либо декабрист, либо резонер, то есть человек, ведущий пространные рассуждения нравоучительного характера. Я понял, что разлом, распад мира проходит через сердце поэта. Чацкий перестал быть просто наблюдающей фигурой. У него «мозг взрывается» от того, что он видит вокруг. Я сделал спектакль о поэте. Но для меня каждый человек – поэт. Тогда этот спектакль – о вас, о поэтическом видении мира. И я рад, что мы играем его в Доме поэта – в театре, который носит имя блистательного чувашского поэта Михаила Сеспеля», – сказал перед началом просмотра режиссер Сергей Красноперец.
В постановке звучат стихи Сеспеля и чувашские высказывания – как перекличка времен, народов, культур. Сергей Николаевич утверждает, что он «открыл» актерам стихи Сеспеля: «У них был взгляд на этого поэта через революцию, они не читали его иначе. И когда я говорю: посмотрите, какой это поэт! – они воспринимают его иначе. Да, стихи Сеспеля на чувашском включены в спектакль как безумие Чацкого, как потеря языка».
Классика вечна. Она актуальна во все времена. Реплики знаменитых персонажей комедии, написанной в начале XIX века, давно разлетелись по миру, став крылатыми выражениями. Когда-то, прочитав «Горе от ума», Пушкин сказал: «О стихах не говорю – половина должна войти в пословицы». Его слова оправдались быстро. Почти все стихи комедии Грибоедова сделались пословицами, и часто случалось слышать в обществе целые разговоры, в которых большую часть составляли стихи из «Горя от ума».
В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова (в роли – заслуженный артист России, народный артист Чувашии Василий Павлов), неслучайно стали нарицательными. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог – это рьяная защита «века покорности и страха». Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и блага: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано, так с плеч долой». Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова черту чиновничества, какую мы называем сегодня «протекционизмом». Мерой ценности человека для этого персонажа являются чины и деньги. Своей дочери Софье (актриса Антонина Чернова) он говорит: «Кто беден, тот тебе не пара». А полковник Скалозуб (актер Леонид Яргейкин), как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «не нынче – завтра генерал».
А бюрократия держится на этих самых фамусовых. Они привыкли к «легкому» хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство и подхалимство. Так, Молчалин (актер Юрий Торговцев) живет по принципу: «Во-первых, угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику, для избежанъя зла, собаке дворника, чтоб ласкова была».
Актуален для сегодняшнего дня и Чацкий (актер Владимир Свинцов). В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. Он не приемлет карьеризм, чинопочитание, невежество, как идеалы «века минувшего». Чацкий – за уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли, утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
В спектакле нет, по выражению режиссера, никаких «кринолинов», потому что это совершенно новая история, где даже Фамусов спортивен, думает о своей форме, ведет здоровый образ жизни. Участие в спектакле группы студентов Чувашского государственного института культуры и искусств, использование элементов современной массовой культуры, а также аудио-видео-светотехнического оборудования приближают далекую историю к сегодняшнему зрителю.
Еще один отклик на увиденное в театре: «Прекрасная постановка пьесы. Новое видение классического произведения на современной сцене. Во все времена суть человеческой природы ясна: подлый человек всегда будет подлецом, а порядочный, честный, правдивый может быть не понят и «забит» обществом. Но Чацкий – всегда Чацкий! Он победитель, сколько бы подлецов его ни окружало. Спасибо за честную игру и видение нашего времени через призму великой пьесы Грибоедова». Подпись: 80 человек СОШ №50 и учитель Л.А. Смирнова.