В течение трёх дней, с 17 по 19 ноября, в Чувашском государственном театре юного зрителя имени Михаила Сеспеля проходят занятия Международной лаборатории детской национальной драматургии «От чистого истока в прекрасное далёко» в рамках Чебоксарского театрального форума – 2019.
Лаборатория – это творческий проект, целью которого является изучение и поддержка экспериментального движения, связанного с театром для детей и молодёжи. Как известно, вопрос национальной драматургии актуален всегда. Театры нуждаются в пьесах для детей и молодежи, особенно с национальным колоритом. Проект призван помочь драматургам в сложном деле написания пьес, вдохновить их на работу, а режиссёрам – выработать действенную методику разбора драматургического произведения для создания спектакля.
Разбор происходит в дружеской обстановке в кругу самих драматургов, режиссёров, театроведов, а также тех, кто испытывает неподдельный интерес к театральному искусству. Слушателями занятий стали преподаватели образовательных учреждений г. Чебоксары, руководители народных театров из районов республики, студенты – будущие артисты, режиссёры, сценаристы.
Желание принять участие в работе лаборатории и предоставить свои пьесы для разбора изъявили семь драматургов: Сарвар Сурина (Башкортостан) – «Бабочка-однодневка», Шаура Шакурова (Башкортостан) – «Кто я?», Валентина Мишанина (Мордовия) – «Куйгорож» и «Девочка из племени перепёлки», а также чувашские драматурги Ольга Тургай – «Савдеби», Марина Карягина – «Эреш-мень», Владислав Карпов – «Дора», Владислав Николаев – «Упырь хочет селфи».
Преподавателем лаборатории на этот раз стала заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан, театровед, театральный критик Дина Давлетшина (г. Уфа), её ассистентом – режиссёр Зиннур Сулейманов (г. Стерлитамак). Работа началась с лекции «Технология действенного анализа пьесы: что нужно знать об этом драматургу», перетекла в практическое занятие на примере структурного анализа пьесы «Красная каска» Керен Климовски, где автор поднял извечный вопрос отцов и детей на фоне воинствующего юношеского максимализма и желания идентифицировать себя в пространстве. Затем участники обратились к пьесам драматургов. По их отзывам, такая основательная работа позволяет по-настоящему глубоко проникнуть в процесс разбора, детально обозначить структурные элементы драматургического произведения, увидеть его сильные и слабые стороны, получить бесценные рекомендации для дальнейшей работы.
Чебоксарский театральный форум – 2019 в Чувашском ТЮЗе продолжается уже вторую неделю. Программа форума обширная и очень насыщенная, в неё вошли Большие гастроли для детей и молодежи, Всероссийский фестиваль национальных театров юного зрителя «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка), посвященный 550-летию города Чебоксары, Международная лаборатория детской национальной драматургии, а также мастер-классы, которые проводят известные театральные деятели России. В рамках фестиваля «Атăл юмахĕ» (Волжская сказка) показывают своё сценическое искусство десять театров, в том числе из Москвы, Тулы, Республики Казахстан и республик Приволжского федерального округа – Башкортостана, Марий Эл, Мордовии, Чувашии. Форум завершится 20 ноября подведением итогов десятидневной работы за Круглым столом на тему «Театр для детей и подростков. Каков он?».