Чувашский государственный театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля, обновляя свой репертуар и делая ставку на повышение уровня профессионального мастерства труппы, в последнее время часто работает с известными приглашёнными режиссёрами. 26 ноября 2019 года в театре состоится премьера спектакля «Чацкий. Горе уму» по мотивам комедии А.С. Грибоедова в постановке режиссёра Сергея Красноперца.
Сергей Николаевич Красноперец – человек потрясающей энергетики, бесстрашный революционер-экспериментатор, не боящийся ни классики, ни современной драматургии. Режиссёрская фантазия привлекает и неожиданностью, и непредсказуемостью.
Он окончил ГИТИС (Российскую Академию Театральных Искусств) в 1994 году. Занимался в мастерской Анатолия Васильева, с 1989 года принимая участие в международных проектах театра «Школа драматического искусства» под его же руководством в качестве актёра-режиссера. Поставил несколько спектаклей в Москве, участвовал в театральных олимпиадах. Например, в олимпийской программе показал мировую премьеру – пьесу Иосифа Бродского «Мрамор», после чего режиссёр Юрий Любимов пригласил его работать в Театр на Таганке. Затем Красноперец создал свою команду и собственный театр. Его постановка «Сны на Иванову ночь» по пьесе Августа Стриндберга «Фрёкен Жюли» получила номинацию «Лучший спектакль» в шведском посольстве на «Фестивале скандинавской пьесы на московской сцене». Он ставил много спектаклей в Краснодаре, Барнауле, Перми (где, кстати, стал «Человеком года» в области культуры). В последние годы работал в театре Стаса Намина как режиссер-постановщик.
Постановку «Чацкого» режиссёр уже осуществлял в других городах. Сергей Николаевич признается, что тогда ему самому было невероятно сложно отойти от клише – представления о пьесе Александра Грибоедова, сформулированного школьной программой. Кстати, изначально произведение называлось «Горе уму», в некотором смысле режиссёр восстановил его название в своём спектакле. Жанр спектакля обозначен как «моралите-шоу». Моралите назывался особый вид драматического представления, в котором действующими лицами являются не люди, а отвлечённые понятия. В то же время постановка Сергея Красноперца – феерическая комедия, микс из танцевального шоу, сдобренного этническими мелодиями и даже… чувашской речью.
Режиссёр строит совершенно самостоятельную историю по мотивам классического текста: «Я понял, что разлом проходит через фигуру Чацкого. Он перестал быть наблюдающей фигурой. У него «мозг взрывается» от того, что он видит вокруг». Красноперец «расцвечивает» пространство театральной постановки точными штрихами – обезумевшее состояние героя он осуществил с помощью образов, созданных Сальвадором Дали: диван в форме губ с его картины «Лицо Мэй Уэст», растекающиеся часы из «Постоянства памяти», афиша спектакля, составленная по мотивам литографии художника «Дон Кихот с взрывающейся головой».
В новом спектакле сцена целиком отдана актёрам. Она почти пуста. Для артистов Чувашского ТЮЗа это новая практика. «Понятия «провинция» для меня нет. Есть только территория театра. Столичная ли, провинциальная – она одинакова для меня. У меня нет понятия «звёзды», хотя я много работал с ними. Но уверяю, в этой постановке будут звёздные роли. Я обращаюсь к сознанию актёров. Им было сложно вначале в силу того, что они привыкли являть чувства. Но чувства наши всегда проявляются от смысла. Именно тогда, когда ты владеешь мыслью, в тебе начинают вскипать чувства. Только смысл, только мысль рождает этот взрыв, вулкан чувств. Так же для меня нет понятий «столичный» и «провинциальный зритель». Я не делю их. Для меня существует человек. Для меня каждый человек поэт. Это будет спектакль о поэтическом видении мира. В Доме Поэта, потому что театр юного зрителя – это театр имени Сеспеля, для меня поэта первого уровня. Я сейчас читаю его стихи и совершенно восхищён этим автором», – так предварил премьеру своего спектакля «Чацкий. Горе уму» режиссёр Сергей Красноперец.