Сегодня вспоминаем нашего друга, наставника и учителя – актёра, режиссера, драматурга, этнотеатроведа Иосифа Александровича Дмитриева (Трер). Четыре года прошло со дня его смерти, но память об этом невероятном человеке до сих пор крепка в сердцах его друзей, коллег и учеников.
В послужной список Иосифа Дмитриева входят годы работы в Чувашском государственном академическом драматическом театре, он был заведующим актерским отделением Чебоксарского музыкального училища, научным сотрудником отдела искусствоведения Чувашского государственного института гуманитарных наук, режиссером Русского драматического театра Республики Казахастан. В неофициальном списке – множество интересных спектаклей, режиссерских находок, актерских открытий, встреч и бесед.
Весом его вклад в поэтическое наследие Чувашии. Он – координатор поэтических фестивалей «Скандинавия – Поволжье», им изданы Поэтические альманахи двух фестивалей (2005 и 2006 гг.). Участник Международного поэтического фестиваля (Мальме, 2000 г.), лауреат конкурсов чтецов (Ленинград, 1971 и 1972 гг.), участник ежегодных семинаров по художественному переводу (Швеция). Автор оригинальных поэтических произведений, опубликованных в коллективном сборнике «Çил курăкĕ» (Ветреница).
Иосиф Дмитриев занимался переводами со шведского и норвежского, исследованием чувашского народного и профессионального театрального творчества, этнотеатральных форм чувашских обрядов, традиционной чувашской религии, народной зрелищной культуры. Является автором монографии «Этнотеатральные формы в чувашском обряде» (1997).
В качестве режиссера Иосиф Александрович ставил спектакли русских авторов на чувашском, сам писал пьесы на чувашском под псевдонимом Трер. У него был свой неповторимый, яркий художественный почерк. Его творческую манеру отличал внимательный подход к выбору драматургического материала, он каждый раз стремился к тому, чтобы зритель нашел в спектакле нечто для серьезного и глубокого раздумья.
В качестве педагога он вырастил целое поколение современных театральных режиссеров и авторов. Плодотворно работал с артистами Чувашского театра юного зрителя, студентами института культуры и искусств – будущими актерами, по-сеспелевски вкладывая в них все свои надежды, чаяния и драгоценный опыт”.
❗15 декабря в 18.30 Чувашский театр юного зрителя имени Михаила Сеспеля проводит музыкально-поэтический вечер “Яту сан ĕмĕре çуталтăр”, посвященный 75-летию со дня рождения Иосифа Дмитриева (Трер). В центре события – оратория Лолиты Васильевны Чекушкиной, написанная в честь великого мастера. Основой произведения стала поэма Иосифа Александровича “Ăрăм” (Заклинание). Мы побеседовали с композитором и расспросили о предстоящем событии:
💬 «С Иосифом Александровичем мы очень долгое время работали вместе. Для меня он стал духовным наставником, другом. Невозможно перечислить все, что дал мне мастер за годы общей работы. Поэтому я считаю своим долгом раскрыть его значимые творения для всех. Иосиф ведь был очень скромным человеком, далеко не все знают его как поэта. В поисках материала я наткнулась на поэму в десяти частях “Ăрăм” (Заклинание) и почувствовала, что это именно то, что нужно.
На мой взгляд, выбранная поэма полностью отражает мировоззрение Иосифа, само повествование идет от его лица. Именно поэтому выбрана такая музыкальная форма, как оратория. Немаловажную роль тут играет хор и оркестр, которые создают атмосферу, иллюстрируют события и передают состояние внутреннего мира героя. Идея состоит в том, что главный герой просит, заклинает вселенную очистить человека, спасти ото зла. В этой поэме десять частей, словно венок из десяти совершенно непохожих друг на друга цветов. Они отражают разные состояния, разные уровни, через которые проходит герой. Это и отчаяние, и радость, и моление, и поиск. Первая часть полностью посвящена исканиям Поэта, который находит в итоге огонь. Огонь — важнейший символ в чувашской культуре, он символизирует саму жизнь! Еще один важный образ, который возникает в поэме — это образ Праматери. Иосиф вообще очень тонко понимал женскую сущность, сопереживал и сочувствовал. Женщина у него это и Праматерь, и его настоящая мать, которая пережила много боли в своей жизни, тут очень много личного. Обращаясь к Праматери, герой просит послать на землю Сына, Спасителя. Но Мессия сможет появиться только тогда, когда люди начнут стремиться к чистоте духа и тела. Через препятствия, через тернии, он выводит в свет, который возможно достигнуть через катарсис.
На данный момент у нас собралась замечательная команда: дирижер – Удочкин Никита Викторович, которому я очень доверяю и хормейстер – Милов Александр Петрович, в чьих профессиональных качествах невозможно усомниться. Сольную партию исполнит Николаев Василий Васильевич. Надеюсь, что все у нас получится и зазвучит к 75-летию нашего Иосифа Александровича» .